Ровеньский центр развития и социализации ребёнка имени Российского детского фонда
Разделы сайта
|
Реабилитация несовершеннолетних через формирование самооценки и нравственных качеств воспитанников
09 Апреля 2020, 07:46
Самооценка - это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) формирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Самооценка во многом является определяющей в жизни человека. То, как мы ходим,видим мир, реагируем на происходящее, проходит через призму самовосприятия. В идеале к взрослому состоянию мы приходим с пониманием : "Я хороший, со мной все в порядке, я имею право быть собой и несу ответственность за свои поступки, но не ответственен за восприятие другими меня". Это в идеале. На практике часто происходит подмена восприятия себя на "плохой", "я неумеха", "меня не за что любить" и так далее. Отсюда вывод: на себя опираться опасно! И фокус смещается с себя на окружающий мир. Кто-то становится заложником чужого мнения о себе, своих действиях, жизни. Установок, каким надо быть и как жить, на этот случай, хоть отбавляй! Среди них найдутся и "предписания" во сколько нужно жениться, когда заводить детей, каким нужно быть человеком и работником, да и вообще каким быть категорически нельзя. Можете сами уточнить этот список установок. У каждого, я думаю, немалый багаж соберется. Как так получается? И главное, можем ли мы на это повлиять? Отвечу на первый вопрос. Получается так: самооценка значимых взрослых ребенка переходит в самооценку ребенка. Понятно, что каждый взрослый желает лучшего для ребенка. Выбор способов стимулирования зачастую бывает ошибочным. Например, мама хочет, чтобы пятилетняя дочь была аккуратнее, и выбирает сравнить ее с сестрой или более аккуратной подружкой. Понять ребенку, что стоит за столь витееватым посылом сложно, даже невозможно. И вот первое в копилочку: "со мной что-то не так". А если подобный посыл неоднократно транслируется, на постоянной основе, то внутри четко очертится: "Я плохой, раз близкие люди так говорят". Немало случаев, когда подобный посыл идет и от учителей в школе. Конечно, как взрослые, мы осознаем, что все хотят как лучше. Но важно помнить о хрупкости и восприимчивости детского восприятия. Педагог-психолог в таком учреждении, как наш центр - это должен быть, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также в индивидуальных вариациях этих особенностей. Искусство педагога-психолога заключается в нашем случае в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить их программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому - вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, и в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого. Адресатом психологической помощи в центре являются дети зачастую с травмированной психикой. И с такими детьми работу надо проводить очень аккуратно, не насаждая установки, вовлекая их в совместный поиск верных решений и оценки событий, которые происходят рядом с ними. Одной из таких ступеней можно рассматривать занятие в малой группе, проведенное педагогом-психологом Евсюковой Натальей Сергеевной. Дети были объединены в в группу с учетом их схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально-волевой сферы. Группа состояла их 4 мальчиков одного возраста и за 40 минут занятия по теме: "А мир прекрасный, если бы...", каждый из них проделал большую и сложную нравственную работу : - по самооценке своего "Я": чего в нем больше - положительных или отрицательных качеств и заявить об этом надо было вслух, в присутствии других; - решая каверзные ситуационные задачи, дать оценку поступкам взрослых и детей, высказывая свою точку зрения и предлагая свои способы решения их проблем; - в заключительной части занятия дети попрощались друг с другом с помощью "волшебного клубка", передавая его из рук в руки, протягивая друг другу "дорожки добра": "Я тебе желаю...". Получилось у детей сделать мир вокруг себя добрее и чище своими мыслями, словами и поступками? Да. Получилось. Получилось ли у них свой внутренний мир сделать чище? Думаю, получилось. Тютрина С.Ф., зам. директора по учебно-воспитательной работе
Поделиться ссылкой
|
![]() |
ГБУ ССЗН «Ровеньский центр социальной помощи семье и детям «Семья» |
Наш адрес: 309740, Россия, Белгородская область, |
|